На главную Российская Медицинская Ассоциация


125284, г. Москва, улица Поликарпова, д. 12/13. Телефон/факс: 8(495) 945-58-31. E-mail: rmass@yandex.ru



VI (XXII) Всероссийский Пироговский съезд врачей

При использовании материалов с нашего сайта ссылка обязательна!

 

VI (XXII) ВСЕРОССИЙСКИЙ ПИРОГОВСКИЙСЪЕЗД ВРАЧЕЙ

 Москва, 28- 29 сентября 2006 г.

 

Доклад Исполкома Всероссийского Пироговского съезда врачей

Профессор Саркисян А.Г. – председатель Исполкома Всероссийского Пироговского съезда врачей

 

Введение

 Социально-политическая ситуация, существующая в последние годы в Российской Федерации, обусловлена рядом факторов, главными среди которых является административная реформа и связанная с ней реформа социальная. Разделение полномочий между органами власти законодательно обеспечено принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 4 июля 2003 года № 95, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122 от 22 августа 2004 года. Эти законы хорошо всем известны, они получили широкий общественный резонанс. Вместе с тем, в обществе остаётся множество вопросов, связанных с их исполнением.

 Не менее значимым для социально-политической жизни страны представляется переход к проектному методу организации развития и функционирования отраслей социальной сферы. Содержание и ход выполнения приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения доступным и комфортным жильем, сельского хозяйства является предметом пристального внимания органов власти всех уровней, обсуждаются в средствах массовой информации и в обществе.

 Здравоохранение, как одна из важнейших составляющих частей социальной сферы, не остается в стороне от этих процессов. Административная реформа, разделение полномочий между органами власти, уточнение содержания и принципов оказания натуральных льгот в виде принятого законодательно пакета социальных услуг, приоритетный национальный проект «Здоровье» – проблемы и задачи, которые решаются в отрасли на протяжении последних двух лет.

 Делегаты съезда принимают самое непосредственное участие в этих процессах и хорошо знают о положительных и отрицательных сторонах происходящего, о причинах успехов и недостатков, о резервах, которые могут и должны быть задействованы для успешной реализации намеченного.

 Очевидно и то, что медицинские работники вновь оказались на острие ситуации - во всех регионах России они стали практически ответственными за реализацию лекарственного обеспечения льготных категорий населения,  обеспечение этих категорий санаторно-курортным лечением, за реализацию мероприятий, предусмотренных приоритетным национальным проектом, перед огромной, в достаточной мере информированной о происходящих процессах, армией пациентов.

 Все делегаты съезда отчетливо представляют себе, сколько усилий затра­че­но врачами, руководителями учреждений здравоохранения, руководителями органов управления здравоохранением, органами местного самоуправления и органами государственной власти различных уровней на решение проблем, возникших в ходе реализации принципов разделения полномочий между органами власти и реализации национального проекта «Здоровье». Вместе с тем, все также прекрасно знают и о том, как развиваются события и какова ситуация в российском здравоохранении.

 Главными вопросами, ответы на которые пока неизвестны, являются вопросы о том, надолго ли разделились полномочия органов власти в сфере здравоохранения и что будет после окончания срока реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»?

 Осознавая все происходящее, Исполком Всероссийского Пироговского съезда врачей и Российская медицинская ассоциация выходят на очередной Всероссийский Пироговский съезд врачей с позицией, основанной на том, что:

 а) произошедшее разделение полномочий между органами власти требует перехода от отраслевого к деятельностному подходу в организации и управлении здравоохранением;

 б) национальный проект «Здоровье» должен стать этапом, предшествующим системному реформированию здравоохранения, а финансовые ресурсы, выделяемые для его реализации, должны и далее привлекаться в здравоохранение в виде средств государственного медицинского страхования. Существует высокая потребность в разработке национального проекта «Государственное медицинское страхование».

 в) проблемы реформирования здравоохранения могут быть успешно решены только совместными усилиями государства и врачебного сообщества в рамках государственно-общественного управления медицинской деятельностью на основе совместно выработанной и реализуемой стратегии развития здравоохранения.  Без адекватного вос­при­ятия врачебным сообществом, по­ни­ма­ния и поддержки им предла­гае­мых преоб­разований в отрасли, столь необходимые инно­ва­ции обречены, по нашему мне­нию, на не­удачу.   

 I. Оценка ситуации в современном российском здравоохранении

 В своем выступлении на V (XXI) Всероссийском Пироговском съезде врачей 15 апреля 2004 года Министр здравоохранения и социального развития РФ М.Ю. Зурабов обозначил некоторые направления, приоритеты и задачи в реформировании здравоохранения Российской Федерации. Они были обозначены так:

 - разработка гарантий (стандартов) бесплатной медицинской помощи и их законодательное утверждение;

 - обеспечение разнообразия организационно-правового статуса медицинских организаций;

 - реформирование медицинского страхования;

 В октябре-ноябре 2004 года на обсуждение был вынесен пакет законопроектов, включающий в себя Законы  «Об обязательном медицинском страховании», «О государственных гарантиях медицинской помощи», «Об автономных учреждениях» и «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях».

 Большинство врачей при обсуждении указанных законопроектов высказали опасения, связанные с тем, что изменение организационно-правовых форм медицинских организаций - это завуалированный путь к изменению формы их собственности.

 Восприятие и отношение к частной собственности в медицинской среде далеко неоднозначно и основано на недавнем историческом опыте России. По данным социологических исследований большинство медицинских работников не связывают реформирование здравоохранения с развитием частных по форме собственности медицинских организаций и относится к приватизации в системе здравоохранения отрицательно. Происходит очевидное смешивание понятий, связанное с тем, что частная собственность всегда предусматривает только оказание платных услуг, как единственно возможных.  Вместе с тем, опыт многих зарубежных стран свидетельствует о том, что принадлежащие частным лицам медицинские организации успешно участвуют в реализации большинства государственных программ здравоохранения. Практически все общие врачебные практики за рубежом существуют в организационно-правовых формах частного предпринимательства, а, работая по договорам с государственными и муниципальными органами управления, реализуют государственные программы.

 Непроработанность организационно-экономических принципов и механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с медицинскими организациями различных, в том числе и частных форм собственности, по нашему мнению, тормозит реформы в здравоохранении.

 За обсуждением проблем, связанных с организационно-правовыми формами медицинских организаций, ушли из поля зрения два других законопроекта: «Об обязательном медицинском страховании» и «О государственных гарантиях медицинской помощи». В этой связи, возникает вопрос о том, возможно ли вообще принятие данного пакета законов.

 Исполком Всероссийского Пироговского съезда врачей считает, что исполнение законодательно оформленных государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи на территории всех субъектов Российской Федерации в настоящее время невозможно. Это связано с тем, что многие медицинские организации не готовы к выполнению государственных гарантий по причине отсутствия адекватной времени системы организации первичной медицинской помощи, низкой оснащенности необходимым медицинским оборудованием и аппаратурой, неукомплектованности персоналом нужной квалификации. Если закон о государственных гарантиях будет принят без подготовительных мероприятий по материально-техническому обеспечению всех медицинских организаций, которые будут участвовать в реализации данной программы, то существующая дифференциация территорий и проживающего на них населения в возможности получения медицинской помощи существенно усилится. 

 С 1 января 2006 года отечественная система здравоохранения столкнулась еще с одной проблемой в связи с введением в полном объеме законодательства, регламентирующего разграничение полномочий между органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления.

 Изменения, внесенные в «Основы законодательства Российской Федерации об охране граждан» таковы:

 · отнесение обеспечения специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, к расходным обязательствам Российской Федерации;

 · отнесение специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, обязательного медицинского страхования неработающего населения, оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи; оказание медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования; установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении - к полномочиям и вытекающим из них расходным обязательствам органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

 · отнесение организации первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) к полномочиям и вытекающим из них расходным обязательствам органов местного самоуправления.

 Таким образом, законодательно определено, что основная нагрузка по оказанию медицинской помощи населению ложиться на муниципальный сектор здравоохранения.

 Готовы ли муниципальные образования в условиях существующей региональной дифференциации нормативов на оказание медицинской помощи обеспечить за счет собственных ресурсов оказание первичной медико-санитарной помощи в требуемом нормативно-правовыми документами объеме? Равны ли финансовые возможности муниципальных образований по исполнению расходных обязательств, связанных с организацией и оказанием этого вида помощи? Все ли муниципальные медицинские организации готовы выполнять программу государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи, тем более, если она будет определена законом?

 Можно, конечно, все проблемы переложить на муниципальные образования (города и районы) и, далее, требовать от них неукоснительного исполнения законов, осуществляя жесткий контроль. Но практика показала, что муниципальные учреждения к этому не готовы.

 По мнению Исполкома Всероссийского Пироговского съезда врачей осуществляемая административная реформа должна быть подкреплена реформой межбюджетных отношений, результатом которой должно стать перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с новым распределением полномочий между органами власти различного уровня и, соответственно, новым распределением расходных обязательств. Существующий порядок финансирования через предоставление из центра субвенций, дотаций и трансфертов субъектам Российской Федерации, а от них - муниципальным образованиям, достаточно сложен.

 Предложения, основанные на анализе мнения врачебных коллективов из регионов, показали, что достичь этого можно созданием одноканальной схемы финансирования через совершенствование обязательного медицинского страхования работающего и неработающего населения. На наш взгляд, ресурсы приоритетного национального проекта «Здоровье» должны способствовать решению этой сложной проблемы.

 Такое предложение предлагается включить в резолюцию VI (XXII) Всероссийского Пироговского съезда.

 Не менее актуальными в свете разграничения полномочий между органами власти стали вопросы оплаты труда медицинских работников. Позволим себе напомнить делегатам съезда, что, в соответствии со ст. 113 ФЗ № 122-ФЗ, внесены изменения в Федеральный Закон от 04.02.1999 г. № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы», в том числе изменено название закона, который теперь носит название «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Таким образом, оплата труда медицинских работников с 1 января 2005 года не является предметом регулирования федеральных органов государственной власти.

 Напомним, что в соответствии с пунктом 2 статьи 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона (все расходы на организацию оказания специализированной медицинской помощи, организацию обязательного медицинского страхования и организацию оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи).

 В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Федерального закона № 131 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда … муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения (в том числе, на оказание первичной медико-санитарной помощи).

 Таким образом, современное российское законодательство четко разграничивает ответственность за регулирование оплаты труда медицинских работников. Исходя из этого, Российская медицинская ассоциация считает, что возможные инновации, которые будут предлагаться для модернизации здравоохранения, обязательно должны содержать разработанные модели оплаты труда, которые могут быть рекомендованы органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для использования при принятии решений в сфере оплаты труда медицинских работников. Российская медицинская ассоциация призывает Профсоюз медицинских работников Российской Федерации, руководителей здравоохранения различного уровня и региональные организации РМА инициировать в депутатской среде обсуждение данного вопроса и принятие соответствующих решений на местах.

 С 1 января 2005 года в Российской Федерации реализуется Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №122 от 22 августа 2004 года. Статья 125 этого закона внесла изменения в Федеральный Закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в том числе и новую главу «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг». Именно в этой главе регламентируется порядок предоставления «социального пакета» - так в российском обществе был назван набор социальных услуг.

 Всем делегатам съезда известно, что «социальный пакет» включает в себя дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. По результатам деятельности в рамках исполнения данного закона в 2005 году реализовано лекарств на сумму более 35 миллиардов рублей, реализовано 1 069,5 тыс. путевок, на пригородных электричках перевезено 273,7 млн. человек.

 Исполком Всероссийского Пироговского съезда врачей и Российская медицинская ассоциация оценивают как героический труд врачей по обеспечению реализации медицинской части социального пакета. Врачи амбулаторно-поликлинического звена в течение всего 2005 года приняли на себя поток разнообразных реакций пациентов-льготников на положительные и отрицательные моменты, связанные с реализацией федерального закона №122. Врачи оказались ответственными за все: за себя, за качество своей работы, за разработчиков закона и за тех, кто его принял, за производителей и поставщиков лекарств, за погоду на курортах и деятельность санаториев и ещё за многое другое.

 Нами осуществлялся мониторинг и анализ деятельность различных субъектов по реализации мероприятий по дополнительному лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению.

 По мнению врачей существуют следующие проблемы дополнительного лекарственного обеспечения:

 1. Частые (2-3 раза в год) изменения в перечне лекарств.

 2. Частое обновление приказов по ДЛО по ассортименту, ценообразованию, механизму отчетности; ежемесячные и дополнительные инвентаризации, приводящие к временным сбоям в лекарственном обеспечении.

 3. Не все препараты, отмеченные в Перечне, представлены несколькими торговыми формами, что не позволяет при наличии дефектуры произвести аналоговую замену. Возникает необходимость в переписывании рецептов в связи с отказом больного в получении лекарственного средства по МНН в аптеке и ожидание конкретного торгового наименования. Следует отметить, что в самой медицинской среде развернулась серьезная дискуссия по поводу применения МНН (международного непатентованного названия) лекарственных препаратов, которая до сих пор не нашла своего решения.

 4. Недостаточный ассортимент лекарственных средств (лечение осложнений сахарного диабета, сосудистые препараты, бронхиальная астма, противоязвенные препараты). Кроме того, ведущими специалистами центральных клиник, НИИ подчас назначается лечение лекарственными препаратами, которые не входят в Перечень ДЛО. Замена назначенных препаратов исключается, особенно если это касается лечения детей. Необходимость выписки рецептов на препараты, не вошедшие в Перечень, по заключению врачебных комиссий различного уровня, что удлиняет сроки обеспечения препаратами и в свою очередь способствует возникновению конфликтных ситуаций.

 5. Детальная регламентация необходимости заполнения лечащими врачами большого количества медицинской документации. Большие затраты времени на сверку регистра льготных категорий граждан (пациент обязан предоставить документы, подтверждающие льготы, справку о ЕДВ). Вынужденная индивидуальная работа с лицами, ошибочно отказавшимися от набора социальных услуг и нуждающихся в дорогостоящих жизненно необходимых лекарственных средствах (инсулинозависимые, онкобольные и др.).

 6. Лечащий врач вынужден постоянно контролировать наличие медикаментов в аптечной сети.

 7. Отсутствие в Перечне лекарственных средств по ДЛО средств самоконтроля и диагностики (тест-полоски, глюкометр) и средства введения препаратов (шприцы).

 8. Дополнительные затраты времени на подбор адекватной терапии с учётом наличия тех или иных препаратов в аптечной сети.

 9. Случающееся временное отсутствие препаратов, вызванное объективными и субъективными причинами.

 10.Значительное повышение физической и психологической нагрузки на врачей и работников аптек из-за несдержанности и некорректного поведения пациентов, их нежелания слушать разъяснения и советы специалистов.

 Специалисты отмечают, что сохранившаяся в Москве практика выписки препаратов по торговым наименованиям оправдывает себя, так как позволяет врачу индивидуально подходить к каждому пациенту. Не всегда препараты-дженерики соответствуют по качеству и эффективности оригиналу, к тому же существует индивидуальная переносимость лекарственных средств. Только лечащий врач может подобрать лекарственный препарат, применение которого не только позволит помочь больному, но и не навредит. Фармаколог, не зная особенности пациента, не сможет, имея рецепт с МНН подобрать пациенту именно ему необходимый препарат. Вероятно, что данный опыт можно использовать и в других территориях.

 Российская медицинская ассоциация осуществляла мониторинг и анализировала деятельность всех субъектов по реализации мероприятий по дополнительному лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению.  В результате анализа возник ряд вопросов и предложений.

 Нет сомнения в том, что опыт, приобретенный при организации дополнительного лекарственного обеспечения, достаточно серьёзен. Экономическая эффективность перехода от финансового обеспечения натуральной льготы к её страховому обеспечению вполне очевидна. Это дает основание  рассматривать дополнительное лекарственное обеспечение как апробацию страхования лекарственного обеспечения всего населения.

 И здесь возникает ещё один вопрос, связанный с дополнительным лекарственным обеспечением - было ли оно доступно для большинства тех, кому предназначалось и почему более половины льготников отказались от дополнительного лекарственного обеспечения в 2006 году? Адекватные  ответы на эти вопросы с большой долей вероятности позволят определить перспективы перехода к страхованию лекарственного обеспечения всего населения. Экономическая эффективность перехода от финансового обеспечения натуральной льготы к её страховому обеспечению вполне очевидна. На первом этапе страхование лекарственного обеспечения льготных категорий могло бы заменить то, что сейчас называется дополнительным лекарственным обеспечением, а затем опыт можно было бы использовать для страхования всего населения.

 Как весьма положительное явление следует рассматривать модернизацию санаторно-курортного лечения. Мы считаем, что данный опыт должна воспринять обновленная система Обязательного медицинского страхования.

 Многочисленные проблемы, существующие в системе здравоохранения, заставили врачебное сообщество консолидироваться вокруг Всероссийских Пироговских съездов врачей в рамках Пироговского движения врачей, сформулировать и донести до высшего руководства страны обоснованные тревоги профессионалов за ее дальнейшую судьбу.

 Возьмем на себя смелость утверждать, что озабоченность врачей нашла поддержку Президента и воплощение в приоритетном национальном проекте «Здоровье».

 Возможности государства по привлечению в отрасль дополнительных финансовых ресурсов продемонстрированы в ходе разработки и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Одномоментное выделение около 90 млрд. рублей в федеральном бюджете и мобилизация примерно такой же суммы в бюджетах субъектов Российской Федерации на нужды здравоохранения определенно свидетельствует о том, что государство стало осознавать существующие в этой сфере деятельности проблемы и пытаться их решить. С организационно-экономической точки зрения приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения следует расценивать как в достаточной мере новый подход к организации и управлению этой сферой, подход, который можно назвать проектным.

 Проектный подход к управлению и организации деятельности достаточно распространен в различных сферах, как за рубежом, так и в нашей стране. Наиболее полно такой подход представлен в космической отрасли, сфере компьютерных технологий, военной промышленности. Частично проектный подход используется в строительстве и других сферах деятельности. Проектный подход характеризуется следующими признаками:

 четко определённая и достаточно узкая по содержанию цель, конкретные и немногочисленные задачи, позволяющие в заданные сроки реализовать поставленную цель, формирование новых и концентрация всех имеющихся ресурсов, необходимых для достижения цели, в центре, где принимаются решения и централизованное управление ими, конкретные сроки реализации проекта.

 Следует отметить, что в своем выступлении на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов 7 апреля 2006 года Президент РФ В.В. Путин высказал мнение о том, что «проектные меры должны стать стимулом и катализатором системных преобразований в отраслях». Если соглашаться с точкой зрения Президента и определять свое отношение к проекту как к подготовительному этапу системных изменений здравоохранения, его модернизации, то следует оценивать его положительно и принимать участие в его реализации, уточняя для понимания существующие позиции и предлагая варианты решения стоящих проблем. По мнению Исполкома Всероссийского Пироговского съезда врачей и Российской медицинской ассоциации необходимо не только техническое участие врачей в реализации национального проекта, но также изучение и анализ их мнений и оценок о сути преобразований. Эти оценки должны рассматриваться властью как элементы общественного контроля за ходом исполнения положений приоритетного национального проекта «Здоровье».

 На наш взгляд, врачебное сообщество не может не согласиться с первым вице-премьером Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым по поводу оценки родовых сертификатов. «Жизнь уже показала, что такая форма помощи оказалась не просто востребованной – она подтвердила эффективность подхода, при котором деньги идут за пациентом именно в те учреждения, где оказываются качественные медицинские услуги, о женщинах и новорожденных проявляют настоящую заботу. Всего сертификатов на сегодняшний день оплачено на сумму, превышающую 1,5 миллиарда рублей. И теперь наша задача – гарантировать пациентам возможность реального выбора, в какие из нескольких медицинских учреждений им удобнее обратиться».

 В этой связи представляется целесообразным проработать вопрос о трансформации системы родовых сертификатов в специальную систему государственного страхования по беременности и родам со всеми вытекающими последствиями. На наш взгляд это вполне актуально, исходя из существующих демографических проблем и задач по их решению, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ в мае 2006 года.

 Анализ деятельности медицинских организаций по реализации мероприятий, связанных с диспансеризацией населения, позволяет сделать вывод о том, что не преодолены прошлые проблемы диспансеризации. Вновь только медицинские работники ответственны перед всеми за осуществление диспансеризации. Организация диспансерного наблюдения не должна быть заботой только медицинских работников. В первую очередь, это забота органов власти различного уровня, т.к. без использования административных мер со стороны органов власти, направленных на организацию диспансеризации населения, поставленные задачи вряд ли будут выполнены. Кроме того, результаты, полученные в ходе диспансерного наблюдения, должны быть полезно использованы для тех пациентов, у которых выявлены отклонения.  В медицинских организациях целесообразно создать структурные подразделения, которые  занимались бы всеми вопросами профилактики. Одним из путей совершенствования диспансеризации является включение профилактики заболеваний, в том числе и диспансеризации, в программу обязательного медицинского страхования. Нужна более целенаправленная, законодательно регулируемая работа не только медицинского сообщества, но и всего общества в целом, средств массовой информации, органов власти по обязательному привлечению населения к профилактическим мероприятиям.

 Особо общественно значимыми мероприятиями раздела национального проекта, связанного с укреплением и развитием первичной медико-санитарной помощи, представляется задача обеспечения выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в муниципальном звене здравоохранения, в рамках которого предусматривается выплата стимулирующих надбавок отдельным категориям медицинских работников, работающих в первичном звене. Несмотря на все аргументы, приведенные в защиту такого подхода, когда «отдельными категориями медицинских работников, работающих в первичном звене» выбраны только участковые врачи, участковые педиатры и врачи общей практики и медицинские сестры, работающие с этими врачами, следует констатировать, что такая дифференциация врачей, работающих в амбулаторном звене здравоохранения выглядит не вполне обоснованной. Нет сомнения в том, что участковые врачи, врачи-педиатры и врачи общей практики являются врачами так называемого «первого контакта». Вместе с тем, от работы врачей, которых называют узкими специалистами, в значительной степени зависят результаты работы участковых терапевтов и педиатров. Кроме того, позиционирование врачей-специалистов поликлиник как врачей, не участвующих в оказании первичной медицинской помощи, вызывает конфликтные ситуации в коллективах, которые отражаются на пациентах. Тем более что те договоры, которые заключены между администрацией поликлиники и участковыми врачами, врачами-педиатрами и определяющие работу по оказанию дополнительной медицинской помощи, не регламентируют ответственность со стороны врача за невыполнение или ненадлежащее исполнение дополнительных обязанностей и, тем более, не предусматривают коррекцию суммы установленных доплат. Такой подход исключает стимулирующую роль данных выплат и превращает их в надбавку к заработной плате за занимаемую должность. А это, в свою очередь, усугубляет дифференциацию между врачами в коллективах. Есть и ещё один фактор, обусловливающий эту проблему во взаимоотношениях между врачами, - в сельских больницах, в том числе и некоторых районных, врачи-терапевты работают и на участках и в стационаре.

 Есть и ещё одна проблема. Заработная плата участковых терапевтов и педиатров в большинстве амбулаторно-поликлинических учреждений Российской Федерации формируется за счет средств обязательного медицинского страхования и начисляется конкретному врачу с учетом выполнения функциональных обязанностей. Данные доплаты предусмотрены как доплаты за дополнительную работу, хотя многое из того, что прописано как дополнительные обязанности, по большому счету, входит в функциональные обязанности участкового терапевта, обозначенные в основных трудовых договорах. Таким образом, доплаты, предусмотренные национальным проектом, по большому счету, являются доплатами за должность участкового терапевта, участкового педиатра и медицинских сестер, работающих с этими врачами.

 Очень важным является мнение самих врачей - участников реализации национального проекта о доплатах, что подтверждается результатами второго этапа Всероссийского медицинского обсуждения («медицинского референдума») по приоритетному национальному проекту «Здоровье», проведенного в апреле-июне 2006 года.

 Таким образом, по нашему мнению необходимо дальнейшее совершенствование оплаты труда всем медицинским работникам. Дифференциация оплаты труда должна основываться не столько на должности, сколько, преимущественно, на личном вкладе каждого работника. Проблемы оплаты труда в сфере здравоохранения должны в ближайшее время стать предметом обсуждения на всех уровнях власти.

 Вторым по общественному резонансу мероприятием приоритетного национального проекта «Здоровье» стали планы строительства центров высокотехнологичной медицинской помощи. Дискуссия по этому поводу затрагивает и проблемы оказания этого вида помощи в целом. Медицинская общественность фактически разделилась на две группы – сторонников строительства новых центров и противников строительства. При этом обе стороны приводят весомые аргументы в защиту своей позиции.

 Данные, полученные в результате второго этапа Всероссийского медицинского обсуждения, свидетельствуют о том, что вся система организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи также нуждается в совершенствовании. Она должна быть включена в программы обязательного медицинского страхования, и решение этой задачи нужно рассматривать как один из важных моментов политики в сфере здравоохранения.

 Важным мероприятием приоритетного национального проекта «Здоровье» по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи является и обеспечение амбулаторно-поликлинических учреждений новой аппаратурой и оборудованием. Половина врачей, принявших участие во Всероссийском медицинском обсуждении считает, что медицинская помощь в результате технической модернизации медицинских учреждений улучшится, но это произойдет только в тот период, пока это оборудование будет находиться в рабочем состоянии. Многие врачи высказывают сомнения в том, что качество оборудования и аппаратуры соответствует современному уровню и в достаточной мере будет организовано его техническое обслуживание и ремонт.

 Всероссийское медицинское обсуждение выявило общую оценку врачами идеи приоритетного национального проекта «Здоровье», его актуальности и последствий реализации. Полученная в результате исследования дифференциация не безосновательна. В качестве одной из её причин следует рассматривать то, что врачам не известны перспективы приоритетного национального проекта «Здоровье», особенно после 2007 года.

 Именно поэтому дальнейшая судьба приоритетного национального  проекта «Здоровье» должна быть одним из предметов обсуждения в обществе.

 Завершая оценку современного состояния здравоохранения в Российской Федерации, следует констатировать, что здравоохранение переживает системные изменения. Признаками таких изменений являются:

 1. Разделение полномочий между органами власти по организации и оказанию медицинской помощи, что изменяет субъект деятельности системы здравоохранения – медицинские организации. Изменились формы собственности медицинских организаций (часть муниципальных стали государственными, а часть государственных – муниципальными), изменились их организационно-правовые формы. Изменились и органы управления здравоохранением (их функции), изменились принципы финансирования (часть функций муниципального уровня выполняются федеральным уровнем власти, в частности финансирование доплат за оказание дополнительной медицинской помощи, приобретение аппаратуры и оборудования, приобретение автотранспорта, вакцин и др.), изменились организационные, финансовые, нормативно-правовые отношения между элементами системы (элементы приобрели большую самостоятельность), используются новые финансовые и информационные ресурсы.

 2. Идет становление отдельных секторов организации и оказания различных по сложности видов медицинской помощи государственного, муниципального и частного. Государственный уровень четко разделен на два подуровня – федеральный и уровень субъекта Российской Федерации.

 3. Здравоохранение практически утратило признаки административной отрасли за счет того, что разделение полномочий между органами власти предопределяет регулирование деятельности каждой из множества отдельных медицинских организаций, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

 4. Здравоохранение переходит в иную стадию своего развития – оно становиться набором политических, правовых, экономических и организационных механизмов, обеспечивающих медицинскую деятельность как одного из видов деятельности в социальной сфере.

 II. Здравоохранение или медицинская деятельность

Разграничение полномочий между органами власти поставило в повестку дня вопрос о том, остается ли здравоохранение в этих условиях единой отраслью.

 В экономической литературе под отраслью понимается совокупность предприятий и производств, обладающих общностью произведенной продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.

 Это относится и к отраслям социальной сферы, хотя до сих пор существует представление об этих отраслях, как непроизводственных.

  Для конкретизации отраслевой принадлежности разных видов производственно-экономической деятельности различают три вида отраслей:

 1) «чистая» отрасль в виде совокупности организаций и лиц, производящих продукт одного вида.

 2) хозяйственная отрасль — совокупность организаций, предприятий, лиц, в деятельности которых производство, создание отраслевого продукта составляет основную часть;

 З) административная отрасль — совокупность организаций, предприятий, фирм, находящихся в ведении одного, единого административного органа управления.

 Социальные отрасли, в том числе и здравоохранение, по всем признакам относятся к отраслям административным. Определение отрасли здравоохранения должно опираться на несколько признаков, а именно:

1) к отрасли здравоохранения относятся организации, предприятия, предприниматели, занятые деятельностью, непосредственно направленной на поддержание, укрепление, восстановление здоровья людей, то есть медицинской деятельностью;

 2) основным продуктом деятельности отрасли здравоохранения является оказание медицинской помощи населению;

 3) отрасль здравоохранения представляет совокупность организаций и лиц, осуществляющих медицинскую деятельность под наблюдением и контролем государственных и местных органов управления здравоохранением;

 4) отрасль здравоохранения охватывает деятельность производителей товаров и услуг медицинского назначения вне зависимости от форм собственности объектов, используемых производителями.

 Необходимо отметить, что отраслевой подход организации социальной сферы характерен для общества, где реализуются жестко централизованные методы и механизмы управления. Такие способы управления подразумевают наличие жесткой вертикали, в которой каждый нижестоящий уровень управления выполняет любой вид распоряжения вышестоящего уровня, а каждый вышестоящий уровень управления несет ответственность за деятельность или бездеятельность всех нижестоящих, находящихся в его подчинении. Министр здравоохранения является при такой системе «главным врачом всей страны». Именно он несет ответственность перед теми, кто его назначил на должность, за деятельность каждого медицинского работника в каждом медицинском учреждении.

 С другой стороны, отраслевой подход используется и потому, что бюджетное финансирование осуществляется по статьям бюджетной классификации, которая имеет отраслевую структуру. Одной из таких статей в Российской бюджетной классификации является «здравоохранение и физическая культура». Отраслевое бюджетное финансирование предполагает централизованное распределение финансовых ресурсов сверху вниз, целевое их использование по утвержденной смете расходов, отчет об использовании и контроль вышестоящей управленческой структуры.

 Кроме того, отраслевой подход к организации оказания медицинской помощи не предусматривает взаимодействия между конкретным пациентом и конкретным, выбранным этим пациентом, медицинским работником (врачом, фельдшером, медицинской сестрой). Пациент взаимодействует с медицинской организацией, представляющей систему здравоохранения в том виде, в котором она существует благодаря нормам и правилам, установленным не только без согласия пациента, но и без его участия.

 Здравоохранение как отрасль создавалось в конце двадцатых – начале тридцатых годов ХХ века. Н.А. Семашко сформулировал следующие задачи создаваемой отрасли:

 · оздоровление население в ряду других задач социалистического строительства;

 · создание плановости, координированности медицины, преодоление ее ведомственной разобщенности, осуществление оперативного медицинского подкрепления той или иной государственной инициативы;

 ·        сглаживание классовых, национальных и региональных различий в уровне оказания медицинской помощи путем финансирования ее из государственного бюджета, преимущественное медицинское обслуживание городского пролетариата и беднейшего крестьянства;

 · профилактическая направленность здравоохранения;

 · создание определенных отношений медицинских работников с государством;

 · повышение управляемости врачами со стороны общества.

 Подобные задачи были совершенно оправданы в тот период развития общества, ибо только объединением усилий можно было справиться с массовыми инфекционными и паразитарными заболеваниями, создать государственный санитарно-эпидемический контроль, построить сеть амбулаторно-поликлинических и стационарных лечебных учреждений, способных оказывать первичную медико-санитарную помощь на территории всей страны. С точки зрения организации выполнения поставленных задач, альтернативы отраслевому принципу, объединяющему усилия медицинских работников под руководством и контролем государства, практически не было.

 Вернемся к разграничению полномочий между органами власти, которое реализуется в Российской Федерации. Выше уже представлена законодательная основа разграничения полномочий, исходя из которой, можно сделать вывод о том, что единого органа власти, осуществляющего единообразное управление всей совокупностью субъектов, формирующих систему оказания медицинской помощи в современной России не существует. Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 153 Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, предусматривают иные функции Министерства.

 Кроме того, разделение ответственности за организацию и оказание медицинской помощи различных видов, о чем тоже говорилось выше, фактически децентрализует не только ответственность, но и деятельность в сфере оказания медицинской помощи. Фактически во главу угла поставлены медицинские организации, которые в качестве отдельных юридических лиц, в соответствии с принятыми уставами, осуществляют свою деятельность, в том числе и на развивающемся рынке медицинских услуг.  И только в умах некоторых руководителей остались мысли о том, что еще кто-то помимо медицинских организаций несет непосредственную ответственность в нашей стране за оказание медицинской помощи населению.

 Органы власти и органы управления здравоохранением несут ответственность за политику в сфере здравоохранения, законодательное обеспечение деятельности медицинских организаций, другими словами, за среду, в которой действуют медицинские организации.

 Таким образом, вопрос об организации и регулировании медицинской деятельности врачей, работающих в различных медицинских организациях, пока открыт. Именно поэтому, в Российской Федерации в настоящее время функционирует зачастую не управляемый конгломерат разнообразных самостоятельных медицинских организаций различной формы собственности и различных организационно-правовых форм, мало связанных между собой и слабо подчиняющихся органам управления здравоохранением различного уровня. Только сложившиеся традиции, инерция мышления большинства врачей и значительной части руководителей здравоохранения, незнание ими положений законодательства сохраняют видимость единой отрасли здравоохранения в современной России.

 Если мы остаемся приверженцами отраслевого принципа управления здравоохранением, следует немедленно принимать решения об отмене разграничения полномочий в сфере здравоохранения. Для этого следует разработать систему возврата к прежнему регулированию деятельности медицинских организаций, в том числе:

 · отменить законодательство о медицинском страховании (медицинское страхование предполагает иные, кроме бюджетных, источники финансирования);

 · определить, что на все отношения в здравоохранении не действуют положения Гражданского Кодекса;

 · изменить другие законы и иные нормативно-правовые акты, в том числе и внести изменения в Конституцию Российской Федерации.

 Можно ли изъять здравоохранение из создаваемых в стране в течение последних полутора десятка лет новых социально-экономических отношений и поместить в некие, искусственно созданные условия? На наш взгляд, ответ на этот вопрос находится в политической плоскости.

 Если же выбирается деятельностный подход к управлению здравоохранением, то предполагается организация и управление отдельными видами деятельности в социальной сфере.

 Это обосновано:

 · отказом российского общества от жестко централизованной системы управления;

 · разделением полномочий между уровнями власти;

 · реализацией принципа федерализма;

 · внесением в экономические отношения рыночных принципов и использованием соответствующих механизмов.

 Деятельность в социальной сфере можно представить как совокупность действий, целью которых является предоставление и оказание различного рода социальных услуг. Деятельность в социальной сфере всегда специализирована. Специализация зависит от вида и типа социальных услуг и может быть определена как вид деятельности в социальной сфере. Медицинская деятельность – один из видов деятельности в социальной сфере.

 Медицинская деятельность – это совокупность обеспеченных законодательно, последовательных, мотивированных действий медицинского персонала (врача, фельдшера, медицинской сестры), целью которых является оказание медицинской помощи (предоставление медицинской услуги).

 Сущность медицинской деятельности состоит во взаимодействии медицинского персонала и пациентов по поводу оказания медицинской помощи (предоставления медицинской услуги), что позволяет упорядочить взаимоотношения между пациентом и медицинским работником.

 Медицинская деятельность может быть классифицирована по различным основаниям. Во-первых, в основе классификации может быть вид (специализация) медицинской помощи. Можно рассматривать деятельность хирурга, терапевта, стоматолога, акушера-гинеколога, педиатра и т.д. Во-вторых, медицинскую деятельность можно классифицировать по признаку субъекта её оказания (врач, фельдшер, медицинская сестра).

 Исходя из такого подхода, можно говорить о врачебной деятельности, деятельности фельдшера, медицинской сестры.

 Медицинская деятельность, как и любой иной вид социальной деятельности, требует различных видов обеспечения.

 Политическое обеспечение состоит в следующем:

 в принятии политического решения, определяющего принципы, направления, виды, способы и механизмы медицинской деятельности;

 в разработке и принятии соответствующей политическому решению нормативной базы;

 в организации и осуществлении контроля, в том числе и социального, за исполнением законов и принятых решений.

 Экономическое обеспечение связано с определением источников финансирования медицинской деятельности, определением способов привлечения инвестиций, механизмов распределения финансовых ресурсов, механизмов прохождения денег от источника к потребителю, формированием адекватной инфраструктуры финансового обеспечения, разработкой и использованием принципов и механизмов оплаты труда медицинских работников.

 Кадровое обеспечение подразумевает разработку номенклатуры специальностей, подготовку и переподготовку кадров, повышение квалификации персонала, сертификацию и лицензирование, профессиональную защиту персонала, защиту профессиональных интересов работников.

 Научное и инновационно-технологическое обеспечение заключатся в разработке, научном обосновании  и внедрении методов лечения и профилактики заболеваний, разработке, научном обосновании и внедрении современных технологий диагностики и лечения, разработке, научном обосновании и внедрении современных лекарственных средств.

 Организационное обеспечение заключается в:

 социально-политической ориентированности, выражающей требования, вытекающие из научно обоснованного содержания и характера политики государства в отношении медицинской деятельности;

 социально-технологической компетентности – достаточной, соответствующей установленным стандартам осведомленности работников, занимающихся медицинской деятельностью;

 формировании соответствующей потребностям населения инфраструктуры, организационно-правовых форм и номенклатуры медицинских организаций;

 формализации деятельности – документированном закреплении тех или иных положений в единой системе правовых, технологических, экономических норм и зависимостей;

 координации и контроле медицинской деятельности - упорядочении взаимодействия всех участников процесса деятельности.

 Материально-техническое обеспечение предусматривает:

лекарственное обеспечение и решение всех вопросов, связанных с ним;

наличие медицинской техники, инструментов, оборудования, инвентаря, расходных материалов, предметов медицинского назначения, обеспечение его бесперебойного функционирования и своевременного обновления;

обеспечение мягким и твердым инвентарем, транспортом;

обеспечение содержания и обслуживания зданий и сооружений - мест медицинской деятельности,

Информационное обеспечение подразделяется на информационное обеспечение собственно деятельности и внешнее информационное обеспечение о деятельности. Информационное обеспечение собственно деятельности заключается в определении и реализации следующих положений:

 какая информация необходима для осуществления деятельности;

 кому она предназначена; кто и каким образом собирает информацию; кто, как и при помощи каких средств её обрабатывает;

 какими средствами и по каким каналам может быть отправлена и получена информация;

 как организовано максимально эффективное использование информации.

 Внешнее информационное обеспечение о деятельности (внешняя информация о деятельности) должно предусматривать ответы на следующие вопросы: кто информирует? кого информирует? о чем информирует? каковы средства доставки информации?

 Детализация и конкретное наполнение всех перечисленных видов обеспечения зависит от того, какой уровень медицинской деятельности имеет возможность обеспечить общество и государство. Общественные и государственные приоритеты, те возможности, которые формируются в результате реализации этих приоритетов, собственно государственное устройство, готовность общества к тем или иным и способам удовлетворения как общественных, так и индивидуальных потребностей - вот очень короткий перечень условий, в которых осуществляется медицинская деятельность.

 Уровень обеспеченности взаимодействия врача и пациента, медицинской сестры и пациента всегда зависит от внешних обстоятельств, т.к. ни врач, ни пациент не могут и не должны в процессе своего взаимодействия решать проблемы политического, экономического, материально-технического и иных видов обеспечения своего взаимодействия.

 III. Государственно-общественное управление медицинской деятельностью

Прошло пять лет с тех пор, когда принцип государственно-общественного управления был обсужден на IV и V Всероссийских Пироговских съездах врачей, совместных заседаниях Коллегии Министерства здравоохранения РФ и Президиума Правления РМА, выездных Пленумах РМА во всех федеральных округах и большинстве субъектов Российской Федерации. Он нашел всемерную поддержку во врачебном сообществе. Сфера образования воспользовалась идеями государственно-общественного управления и в течение трех лет использует на практике его принципы. В здравоохранении же практически ничего в этом отношении не изменилось. В то же время федерализация, регионализация и муниципализация здравоохранения требуют принципиально иного подхода к организации общественного воздействия на процессы, происходящие в этой сфере.

 Определяя ситуацию, сложившуюся в здравоохранении, как переход от отраслевого к надотраслевому (деятельностному) подходу к организации и управлению данной сферой деятельности, Исполком Всероссийского Пироговского съезда врачей предлагает обсудить принципы государственно-общественного управления медицинской деятельностью и включить в резолюцию соответствующее решение.

 Напомним основные положения и определения государственно-общественного управления.

 В любой стране, где развито гражданское общество, в управлении социально-экономическими процессами, в той или иной степени, принимают участие представители общественности. Особо это касается отраслей, где осуществляется специфическая профессиональная деятельность. Во многих странах к таким профессиям относятся врачи, адвокаты, учителя, нотариусы, объединенные в профессиональные корпоративные организации, такие как коллегии адвокатов, союзы нотариусов, врачебные ассоциации и палаты, союзы учителей и др., которые участвуют в управлении данными сферами деятельности. В Российской Федерации степень участия профессиональных организаций в регулировании профессиональной деятельности относительно невелика. Только общественные организации юристов и предпринимателей в какой-то степени осуществляют регулирование своей профессиональной деятельности.

 Рос­сийская медицинская ассоциация считает, что государственно-общественное управление - это узаконенное разделение полномочий по принятию управ­лен­ческих ре­шений между го­сударственными органами управ­ления и представ­ляющей кор­по­ративные ин­те­ресы, единой для всей страны, корпоративной орга­ни­зацией врачей.

 Передача час­­­ти уп­равленческих функций от государства общественным (корпора­тив­ным) органи­за­циям, которые объединяют работников по профессиональному признаку – главный принцип государственно-общественного управления.

 Медицинская деятельность, как очень специфическая профессиональная деятельность, основанная на знаниях, умении и навыках специально подготовленного персонала, не может обходиться без самоуправления в профессии.

 Самоуправление во врачебной профессии заключается в том, что только врачи самостоятельно, на основе своих знаний умений и навыков, предыдущего опыта работы могут выносить и выносят решения о том, что в конкретный момент времени нужно сделать для пациента, чтобы оказать ему необходимую медицинскую помощь. В этом и проявляется особый характер врачебной профессии и ее право на самостоятельное суждение и принятие решений.

 Именно профессиональные корпоративные объединения должны говорить от имени и по поручению врачебного сообщества, отвечать за то, чтобы во врачебном сообществе находились только те специалисты, которые соответствуют установленным профессиональным сообществом и государством требованиям.

 Российская медицинская ассоциация исходит из того, что:

 1. Медицинское (врачебное) сооб­щество – это стабильно функционирующее, неформальное объединение врачей, разде­ляю­щее ответст­вен­ность за качество труда и морально-этический облик каждого из членов этого сообщества. Врачебные сообщества объединяет:

 ·   предшествующая деятельность по получению специальности и квалификации;

 ·   текущая профессиональная деятельность;

 ·   экономический и социальный статус;

 ·   высокий уровень культуры.

 2. Профессиональная квалификация врача – это его интеллектуальная собст­вен­ность.

 3. Причиной возникновения корпоративности является необходимость совместно защищать интеллек­туальную собственность каждого отдельного врача и всех врачей вместе.

 Мы определяем корпоративное общественное объединение медицинского персо­нала (врачей и медицинских сестер) как часть медицинского со­об­щества, реали­зующего задачи защиты интеллектуальной собственности, воз­можность наиболее эффективно использовать профессиональную квали­фикацию, разделяющего и несущего ответственность перед государством и обществом за ка­чество труда и морально-этический облик каждого своего предста­ви­теля.

 Врачебное самоуправление является главным компонентом общественной сос­тавляющей государственно-общественного управления.

 Было бы наивным считать, что государственно-общественное управление медицинской деятельностью может быть введено одномоментно. Требуется определенный переходный период, а главное, законодательное обеспечение такого типа управления.

 Исполком Всероссийского Пироговского съезда врачей исходит из того, что для наиболее полного и адекватного регулирования деятельности в сфере здравоохранения Российской Федерации, необходимо разработать и принять Федеральный закон «О профессиональной медицинской деятельности в Российской Федерации», в котором должны быть законодательно определены следующие понятия:

 Медицинская деятельность, её виды и формы, лицензирование медицинской деятельности;

 Медицинская помощь и медицинская услуга;

 Лица, участвующие в медицинской деятельности (врач, фельдшер, медицинская сестра, младшая медицинская сестра). Уровень разрешенной для каждой категории медицинских работников деятельности, процедуры сертификации. Права и обязанности медицинских работников (право и обязанность по­лучать сертификат и лицензию на свою деятельность, право и обязанность страховать свою профессиональную ответственность с вытекающими обстоятельствами, другие права и обязанности);

 Пациент, его права и обязанности;

 Медицинская организация, её виды, организационно-правовые формы, формы собственности;

 Органы управления здравоохранением, их права и обязанности;

 Финансовое обеспечение медицинской деятельности (источники финансирования, тарифы на медицинские услуги, инвестиции в медицинскую деятельность, использование финансовых ресурсов и др.);

 Информационное обеспечение медицинской деятельности (кто информирует, о чем информирует и др.);

 Кадровое обеспечение медицинской деятельности (подготовка переподготовка и повышение квалификации персонала, деятельность медицинских учебных заведений различного уровня, др.);

 Материально-техническое и лекарственное обеспечение медицинской деятельности;

 Научное и инновационное обеспечение медицинской деятельности (структура, финансирование и все вопросы взаимодействия науки и практической деятельности).

 Таким образом, подобный законодательный акт призван создать максимально проработанное правовое поле медицинской деятельности в России. На наш взгляд, такой закон не войдет в противоречие с иными законами, которые регулируют отдельные (специфические) виды деятельности.

 Переход к государст­венно-общественному управлению медицинской деятельностью - это про­цесс вов­лечения в управление здравоохранением корпоративных общест­вен­ных объеди­нений ме­ди­цинских ра­бот­ников с передачей им управленческих фун­­к­ций в час­ти повы­ше­ния и под­твер­ж­дения профессиональной квали­фи­ка­ции, оценки дея­тель­­нос­ти, конт­ро­ля и отст­ранения, в случае необхо­ди­­мос­ти, от этой деятельности от­дель­ных представителей про­­фессии.

 Считаем необходимым повторить высказанный четыре года назад на IV Всероссийском Пироговском съезде врачей (2001 г.), тезис о том, что целью возрождения Пироговского движения врачей в России, создания Российской медицинской ассоциации и других корпоративных объединений врачей было и остается восстановление утраченного на долгие годы врачебного самоуправления.

 

Р Е З О Л Ю Ц И Я

 VI (XXII) ВСЕРОССИЙСКОГО ПИРОГОВСКОГО СЪЕЗДА ВРАЧЕЙ

      Москва, 28- 29 сентября 2006 г.

                                                         
 VI (ХХII) Всероссийский Пироговский съезд врачей созван в соответствии с Постановлением предыдущего V (XXI) Пироговского съезда врачей (Москва, 15-16 апреля 2004 г.) и с учетом итогов Всероссийского Медицинского Обсуждения, проведенного Российской медицинской ассоциацией в 2005 - 2006 гг.

 Делегатами съезда были избраны 1015 врачей из всех регионов Российской Федерации. Среди них - практические врачи, ученые,  организаторы здравоохранения и другие специалисты. Из числа избранных на съезд  прибыло 993 делегата.

 Официальные приглашения на съезд были направлены Оргкомитетом высшим должностным лицам Российской Федерации, руководителям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Общественной палаты РФ, видным ученым страны, представителям средств массовой информации.

 1. VI (ХХII) Всероссийский Пироговский съезд врачей (ВПСВ) рассмотрел ситуацию в Российском здравоохранении за два с половиной года после предыдущего съезда, в  связи с итогами административной реформы в стране, перераспределением полномочий и обязательств между федеральным центром, субъектами федерации и муниципальными образованиями, опытом исполнения федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения (ФПДЛО) и начавшейся реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье».

 Съезд рассмотрел роль, формы и методы участия врачебного сообщества России - Пироговского движения врачей, в преобразованиях и выводе системы отечественного здравоохранения из кризиса.

 2. Проявления кризиса национальной системы здравоохранения.

 Проявлениями кризиса являются беспрецедентное для мирного времени уменьшение количества населения, сохраняющиеся уже в течение  длительного времени достаточно высокие темпы депопуляции, ухудшение  «качества» (здоровья и развития) населения, нарастающей деградацией среды обитания жителей страны, растущей неспособностью здравоохранения и других социальных систем защитить жизнь и здоровье человека, обеспечить медико-санитарные нужды населения хотя бы на дореформенном уровне.

 Опасность кризиса – в реальной угрозе уменьшения количества и снижения качества населения, деградации и распада нации, утраты генофонда, критического снижения трудового и оборонного потенциала России.  Этот процесс может стать необратимым и при малозаселенных территориях и экстремальных климатических условиях, при труднодоступных ресурсах это равнозначно величайшей угрозе для государственности России.

3. VI (ХХII) Всероссийский Пироговский съезд врачей с сожалением констатирует, что все угрозы и опасности стране, ее народу, названные в выводах предыдущих съездов врачей сохранили свою остроту, а решения –  актуальность.

 Мы вынуждены признать, что пока обществу, политическому руководству нашей страны и врачебному сообществу России не удается остановить постепенную профессиональную деградацию  медицинского персонала. Признаки такой деградации (неформальные денежные отношения с больными и их родственниками и др.) напрямую связаны с сохранением и усугублением социально-экономической дезадаптации, когда  профессия  перестает  кормить и защищать врача, медсестру и их семьи!

 Съезд считает, что процессы профессиональной деградации врачей и другого специально подготовленного персонала представляют самую большую угрозу для национальной системы здравоохранения.

 Вместе с тем Съезд не может не отметить, что за прошедшие два с половиной года ситуация в стране стала меняться.

 Во-первых, голос Пироговского съезда врачей и Российской медицинской ассоциации звучит уже не в одиночестве. К нему присоединились голоса Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики, других врачебных и медицинских профессиональных объединений, объединений защиты прав пациентов и потребителей. Может стать значимым и весомым голос Общественной палаты и двух ее комиссий, занимающихся вопросами здравоохранения и формирования здорового образа жизни.

 Во-вторых, тревога и озабоченность российского врачебного сообщества  услышана и разделяется политическим руководством страны.

 Съезд приветствует инициативу Президента РФ и Правительства об осуществлении приоритетного национального проекта «Здоровье» в числе других проектов, призванных начать преодоление социально-экономического и интеллектуального кризиса в стране.

 Известно, что приоритетный национальный проект «Здоровье» включает следующие приоритеты и соответствующие им мероприятия, запланированные к осуществлению в течение  2006 и 2007 годов:

 А). «Развитие первичной медицинской помощи» (Увеличение заработной платы и профессиональную подготовку участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей общей практики, укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи и материально-технической базы скорой медицинской помощи, поставка до 10 тыс. новых автомашин).

 Б). «Развитие профилактического направления медицинской помощи» (Бесплатная иммунизация населения против гепатитов, краснухи  гриппа в рамках национального календаря прививок, профилактика и лечение инфицированных   вирусом СПИД и гепатита В и С, обследование новорожденных детей, профилактика социально значимых заболеваний, диспансеризация групп риска).

 В). «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью» (Строительство  новых Федеральных  центров  высоких  медицинских технологий, подготовка высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала, в том числе  стажировка за рубежом, увеличение квот на дорогостоящую (высокотехнологичную) медицинскую помощь).

 VI (ХХII)  ВПСВ  рассматривает приоритетный  национальный проект «Здоровье» в качестве первого шага, первого камня в основание преобразований в отечественной медицине, профессиональной медицинской деятельности и всех элементов механизма (всех его подсистем) национальной системы здравоохранения России.

 Делегаты съезда отмечают, что Президенту страны, Правительству удалось повернуть практически все уровни властных структур лицом к здравоохранению. Делегаты одобряют даже такой еще не завершенный поворот.     

 Вместе с тем, делегаты съезда  настаивают на необходимости постоянного   двустороннего  обмена  мнениями, суждениями  врачебного сообщества с одной стороны и ведущих политических сил и властных структур страны – с другой.

 Делегаты съезда считают, что существующая  односторонность общения ни врачебное сообщество, ни все общество в целом не устраивает и не может устроить.     

 Профессиональное медицинское сообщество России в неменьшей степени, чем все их пациенты, чем политическое руководство страны и Правительство,  заинтересовано в стабильной и эффективной системе здравоохранения, с которой связано их прошлое, настоящее и будущее.

 4. Почему разразился кризис в Российской системе здравоохранения и что делать?

 Российская (советская) модель организации системы здравоохранения была первой в мире системой такого рода. Она разрабатывалась, создавалась и организовывалась коллективом ученых, врачей, политиков, организаторов под руководством Н.А. Семашко в качестве  единой вертикально выстроенной отрасли социальной сферы, призванной обеспечить нужды  народного хозяйства страны,  быстро, интенсивно и инновационно (для того времени) развивающейся. Принцип распределения благ в системе здравоохранения ничем не отличался от такового во всех других сферах народного хозяйства страны и выполнял задачу планово-мобилизационного распределения благ и ресурсов для всех граждан. Этим были обеспечены научный характер, относительная простота,  надежность, невысокая затратность и большая  устойчивость советской модели построения здравоохранения.

 Переход Российского государства к формированию рыночной модели экономики создал серьезные противоречия между способами производства и распределения благ в различных сферах и секторах  народного хозяйства страны.

 Попытки симбиоза рыночной модели экономики и традиционно распределительной модели функционирования социальной сферы, различное квотирование и картирование, не дали результата и еще более усложняют ситуацию   не только в здравоохранении, но  и в образовании, в науке, культуре и других видах высокоинтеллектуальной профессиональной деятельности. Достаточно убедительным примером несращивания рыночной и мобилизационно-распределительной экономик  стало мучительное внедрение в систему здравоохранения двух новых подсистем: обязательного и добровольного медицинского страхования.

 Сформировавшиеся при этом  проявления монополизма, коррумпированность и сама многоканальность финансирования медицинских учреждений создали стране еще больше проблем и трудностей.

 Непроработанность организационно-экономических принципов и механизмов взаимодействия государственных (федеральных и региональных) и муниципальных органов власти с медицинскими учреждениями и организациями различных форм собственности осложняет и тормозит разработку идеологии построения новой модели здравоохранения, ее отработку: формирование соответствующей правовой, образовательной, научной, экономической и финансовой среды для успешного функционирования.  Затягивание начала реформ в здравоохранении при быстром и одновременном формировании правовой и финансовой среды для других сфер деятельности в экономике страны еще более осложняет ситуацию.

 Проведение административной реформы, вследствие разграничения и перераспределения полномочий и ответственности, привело к утрате здравоохранением признаков административной отрасли.

 Разделение ответственности  децентрализует не только саму  ответственность, но и деятельность в сфере оказания медицинской помощи.

 Теперь органы власти и органы управления здравоохранением отвечают за политику  в сфере здравоохранения, законодательное обеспечение деятельности медицинских организаций, другими словами, за среду, в которой действуют медицинские организации, но не за конечный результат.

 Вопрос об организации и механизмах регулирования профессиональной деятельности врачей, работающих в различных медицинских организациях, пока тоже открыт.

 Только сложившиеся традиции, инерция мышления большинства врачей,  значительной   части  руководителей   здравоохранения,  граждан  и  СМИ,  незнание ими положений законодательства, сохраняют видимость единой отрасли здравоохранения в современной России.

 4.1.    Что делать?

 Если страна намерена следовать избранным пятнадцать лет назад курсом рыночных и демократических преобразований, то нет альтернативы формированию и отработке механизмов управления медицинской деятельностью, и это обусловлено следующим:

 - отказом российского общества от жестко централизованной  системы управления;

 -  разделением полномочий между уровнями власти;

 -  реализацией принципа федерализма;

 -  внесением в экономические отношения рыночных принципов и использованием соответствующих механизмов.

 Основой реформ национальной системы здравоохранения в России должны стать преобразования механизмов финансирования, организации медицинской помощи и медицинской деятельности.

 VI (ХХII) ВПСВ  считает, что исторически у российского здравоохранения уже нет других вариантов развития кроме формирования новой социально ориентированной модели построения и функционирования отечественного здравоохранения. Для другого сценария в стране не осталось ни политических ресурсов, ни экономических возможностей.

 Делегаты съезда не могут обойти вниманием того обстоятельства, что очень спорное (с позиций системности национального здравоохранения и профессиональной медицинской деятельности) положение части 2 Статьи 41 Конституции Российской Федерации о разделении единой общенациональной системы здравоохранения на  государственную, муниципальную и частную, к настоящему времени еще более усугублено.

 Перераспределение полномочий между органами государственной (федеральной, субъектов федерации) и муниципальной власти в соответствии с завершенной в стране административной реформой потребует нового перераспределения   финансовых ресурсов и финансовых обязательств субъектов власти. Как показывает новейший опыт – это  сложно, затратно и длительно.

 VI (ХХII) ВПСВ крайне обеспокоен неопределенностью правового статуса пациента и врача (а равно фельдшера и медсестры), сохраняющегося в течение всего периода  общественно-экономических преобразований в стране.

 Претензии по этому поводу Пироговский съезд врачей  адресует  в равной мере как Государственной Думе Федерального Собрания РФ, так и Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

 По мнению делегатов юридическое определение и защита прав и интересов  медицинского персонала и пациентов должны стать основой модернизации национальной системы здравоохранения России наряду с преобразованием механизмов финансирования организации медицинской помощи и медицинской деятельности.

 VI (ХХII) ВПСВ  считает, что обновление и развитие  национальной системы здравоохранения (единой и государственной) возможно только путем изменения механизмов финансирования здравоохранения, создания реальной конкурентной среды для деятельности медицинского персонала, медицинских хозяйствующих субъектов (организаций и учреждений) и реального обеспечения прав пациента на выбор лечащего врача, медицинской и страховой организации.

 По общему мнению делегатов съезда, преобразования в механизмах финансирования здравоохранения, с учетом всех других обязательных требований, возможны и осуществимы только через формирование одноканальности финансирования медицинской деятельности персонала и медицинских организаций путем реформирования системы обязательного и добровольного медицинского страхования, что требует новой законодательной базы, создания законодательно оформленных реальных стимулов, в т.ч. финансовых, для граждан страны по сохранению своего здоровья и профилактике заболеваний.

 Преобразование систем медицинского страхования работающего и неработающего населения необходимо осуществить с использованием принципа персонифицированного медицинского страхования (целевые страховые лицевые счета, формирование реестра  застрахованных, накопительное страхование).

 Каждый застрахованный должен иметь не декларированную, а реальную возможность выбора врача и медицинской организации. Именно через конкретного врача в выбранной пациентом (и его семьей) медицинской организации страховые фонды и страховые медицинские компании должны  перечислять финансовые ресурсы по представленным счетам и на основе полного тарифа.

 Опыт реализации Программы ДЛО создал предпосылки для включения лекарственного обеспечения в Программу персонифицированного медицинского страхования. Съезд предлагает Правительству России проработать вопрос и о трансформации системы «родовых сертификатов» в качестве элемента персонифицированного медицинского страхования.

 Очень важной составляющей системы преобразований финансирования здравоохранения и медицинского страхования в нашей стране Всероссийский Пироговский съезд врачей считает наделение пациента правом и возможностью консолидировать на своем целевом счету средства и обязательного, и добровольного медицинского страхования, целевые платежи благотворительных фондов, благотворительные социальные платежи работодателей.  Пациент и его семья, их ближайшие родственники должны иметь реальную и законную возможность объединения совокупных медицинских страховых финансовых ресурсов  в интересах одного из членов семьи.

 Делегаты съезда рассматривают предлагаемую новацию в качестве наиболее вероятной, если не единственной, возможности реально обеспечить пациенту доступность и бесплатность медицинской помощи, в том числе и высокотехнологичной, создать условия для соревновательности профессиональной деятельности как медицинского персонала, так и медицинских учреждений.

 По мнению делегатов съезда предлагаемое изменение форм и механизмов финансирования и организации медицинской помощи гражданам России может и должно разрушить существующую и переходящую из прошлого декларативность бесплатной медицинской помощи для пациента. Оно позволит сформировать механизмы, адекватные новым экономическим, правовым и политическим условиям, создать механизмы мотивации граждан, домохозяйств и работодателей к оздоровлению, профилактике и здоровому образу жизни. Безусловно это потребует иных организационно-правовых форм медицинских организаций.

 VI (ХХII) ВПСВ считает, что предлагаемая новация должна позволить совершить поворот от системы здравоохранения населения к системе здравоохранения и охраны здоровья граждан России.

 Съезд врачей также полагает, что в условиях сельских и отдаленных территорий необходимы очень жесткие требования к качеству самих медицинских учреждений (амбулаторий, поликлиник, больниц), очень жесткие требования как профессиональные, так и правовые к построению системы договорных отношений (контрактинг) между властными структурами разных уровней и собственно самими медицинскими организациями и их персоналом. Неисполнение договорных обязательств должно жестко контролироваться и решительно пресекаться не только властью, но и профессиональными врачебными организациями.

 Повышение требований к качеству отобранного персонала должно быть адекватным качеству  предлагаемых условий работы.

 Бесплатность и доступность медицинской помощи должны обеспечиваться согласованными и скоординированными действиями всего общества, всего государства, всех его ведомств, а не только Министерства здравоохранения и социального развития РФ.  Доступность и бесплатность не должны обеспечиваться процессом деградации медицинского персонала России. Цена такой   бесплатности   слишком   велика   для  нашего народа, для нашей страны!

 4.2.Неразрывность профессиональной и образовательной медицинской деятельности. Сохранение и развитие медицинского образования.

 Делегаты съезда считают необходимым отметить самоотверженную работу многих организаторов медицинского образования в стране, профессорско-преподавательского корпуса по сохранению отечественных образовательных традиций.

 Съезд разделяет мнение ректоров медицинских ВУЗов о крайне отрицательном воздействии на всю образовательную систему произошедшего сдвига за черту бедности социально-экономического положения не только студентов, аспирантов и ординаторов, но и медицинской элиты – профессоров и преподавателей медицинских ВУЗов.

 Многие негативные процессы во врачебной среде: поборы, взяточничество, непрофессионализм  -  обусловлены социальной и профессиональной дезадаптацией не только части врачей, но и  части профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. По мнению делегатов съезда это связано не только с переносимыми  страной и ее народом кризисными явлениями экономики переходного периода, но также и непониманием, отстраненностью преподавательских коллективов от формирования курса и содержания преобразований в системах здравоохранения и медицинского образования.

 В системе образования продолжает сохраняться воззрение на образовательную деятельность как на чисто педагогический процесс передачи знаний от преподавателя к студенту. Чисто декларативно воспринимается роль и место студента, ординатора, аспиранта в сохранении, поддержании и развитии общенационального медицинского  интеллектуального потенциала.

 VI (ХХII) ВПСВ считает, что многие предполагаемые и начинаемые реформы  профессионального образования и, в том числе высшего медицинского,  представляют собой попытку переложить финансирование образовательного процесса на самого студента и его семью  -  контрпродуктивны.  Обеспечение адекватных ресурсов в системе медицинского образования, выделение на целевой и постоянной основе достаточных средств для модернизации материально-технической базы образовательного процесса является, прежде всего,  задачей государства.

 Новации  финансовых институтов (банки, инвестиционные компании и др.) по финансированию образования имеют скорее целью предложить новый коммерческий продукт, чем включение частных инвесторов в образовательную деятельность, последующее трудоустройство и содействие успешности профессиональной деятельности молодого врача.

 По мнению делегатов съезда, национальному здравоохранению нужны серьезные преобразования в содержании и структуре регулирования и допуска к профессиональной врачебной деятельности: сертификация, лицензирование и аккредитация. Данные виды деятельности целесообразно передать в ведение территориальных профессиональных врачебных ассоциаций. Каждый российский врач, занятый оказанием лечебно-профилактической помощи  обязан  иметь не только лицензию, но и государственную страховую систему защиты от рисков профессиональной деятельности.

 Вокруг взаимоотношений врача и пациента в системах здравоохранения образуются большие, инновационно-ориентированные, высокотехнологичные и высокодоходные формы бизнеса. Из общего объема годового потребления  отечественным здравоохранением  лекарств, расходуемых материалов и медицинской техники, около 300 млрд. рублей - это продукция зарубежных производителей. Поэтому, делегаты съезда считают стратегически значимой задачей оказание содействия отечественным производителям лекарств и медицинской техники, создание для них  льгот и преференций.

 Эти меры позволят более эффективно использовать ресурсы, выделяемые государством, всем обществом, на нужды здравоохранения.

 4.3. Государственно-общественное управление профессиональной медицинской деятельностью.

 Делегаты Пироговского съезда - врачи, ученые, студенты медицинских вузов, хорошо понимают свою особо ответственную и системообразующую роль в системе здравоохранения, в ее профессиональном и общегосударственном масштабах. Делегаты надеются, что Правительство и Общество проявят понимание этой роли.

 Проблемы реформирования здравоохранения и повышения эффективности медицинской деятельности могут быть успешно решены только совместными усилиями государства и врачебного сообщества, в рамках государственно-общественного управления медицинской деятельностью, на основе совместно выработанной и реализуемой стратегии развития здравоохранения.  Без адекватного вос­при­ятия врачебным сообществом, по­ни­ма­ния и поддержки им предла­гае­мых преоб­разований в отрасли, столь необходимые инно­ва­ции обречены на не­удачу.

 Принцип государственно-общественного управления здравоохранением был выдвинут, обсужден и одобрен на IV и V Всероссийских Пироговских съездах врачей, рассмотрен и одобрен совместным решением Коллегии Министерства здравоохранения РФ и Президиума Правления РМА, выездных Пленумах РМА во всех федеральных округах и большинстве регионов РФ. Он нашел всемерную поддержку во врачебном сообществе, однако практически ничего в этом отношении не изменилось, хотя федерализация, регионализация и муниципализация здравоохранения требуют принципиально иного подхода к обеспечению общественного воздействия на процессы в этой сфере.

 Медицинская деятельность не может обходиться без самоуправления в профессии. Именно профессиональные корпоративные объединения должны говорить от имени и по поручению врачебного сообщества, отвечать за то, чтобы во врачебном сообществе находились только те специалисты, которые соответствуют установленным профессиональным сообществом и государством требованиям.

 Государственно-общественное управление здравоохранением – практическое претворение идей, заложенных в Медико-социальную Хартию врачей России, – по существу это соединение прошлого отечественного и международного опыта системного развития здравоохранения (медицинской науки и практики) и современного демократического гражданского общества.

 Было бы наивным считать, что государственно-общественное управление медицинской деятельностью может быть введено одномоментно. Требуется определенный переходный период, а главное, законодательное обеспечение такого типа управления.

                     

VI (ХХII) Всероссийский Пироговский съезд врачей ПОСТАНОВЛЯЕТ :

 1. Рассматривать реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» в качестве первого этапа, начала реформ здравоохранения в стране и поручить Исполкому Всероссийского Пироговского съезда врачей донести мнение делегатов и решения съезда до сведения всех врачей и другого медицинского персонала России.

 2. Считать профессиональным долгом всех врачей России принимать самое активное участие в реализации мероприятий Проекта «Здоровье», в формировании индивидуальных и коллективных предложений по реформированию системы здравоохранения в стране.

 3. Считать стратегически важным и значимым для страны и самой системы здравоохранения безотлагательно приступить к завершению формирования правового поля для эффективной работы национальной системы здравоохранения с учетом требований произошедших в стране социально-экономических трансформаций и в этой связи, от имени всего врачебного сообщества, настоятельно предложить Государственной Думе Федерального Собрания РФ подготовить и вынести  на обсуждение  проекты законов:

 -  «О профессиональной врачебной деятельности в Российской Федерации» (включая правовые механизмы страхования рисков);

 -  «О системе государственного медицинского страхования, финансирования здравоохранения и медицинской деятельности в Российской Федерации»;

 -  «О внесении дополнений и исправлений в пункт 2 Статьи 41 Конституции РФ», в части разделения системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную;

 -  «О правах и ответственности пациентов в Российской Федерации»,

 -  «О медицинской и фармацевтической рекламе в Российской Федерации».

 4. Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о принципиальном изменении подходов к уровню и механизмам оплаты труда работников здравоохранения и медицинского образования с учетом профессиональной специализации и интенсивности работы с целью его существенного увеличения, исходя из социальной значимости и ответственности, объема и сложности их труда, в соответствии с требованиями Трудового Кодекса РФ, а также направление  на здравоохранение не менее 5% средств от ВВП с увеличением их поэтапно к 2008 году до 6-9%.

 5. Обратить внимание органов Государственного управления Российской Федерации и Государственной Думы ФС РФ на то, что  все возможные инновации которые будут предлагаться для модернизации здравоохранения, должны обязательно содержать разработанные модели оплаты труда, которые могут быть рекомендованы органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для использования при принятии решений в сфере оплаты труда медицинских работников.

 6. В связи с проводимым перераспределением полномочий и обязательств субъектов государственной и муниципальной власти считать целесообразным делегирование полномочий по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности в органы Исполнительной власти субъектов Российской Федерации только при условии соблюдения надлежащих требований, во избежание возможности резкого снижения качества медицинской помощи и качества лекарственного обеспечения граждан.

 7. Считать целесообразным реорганизовать Центр независимой медицинской экспертизы Российской медицинской ассоциации с целью создания в нем дополнительных структур для осуществления медико-экспертных работ и медико-правовых консультаций, мониторирования  дефектов  оказания медицинской помощи и формирования соответствующей национальной Базы данных.

 8. Рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации образовать постоянно действующий Общественный Совет с целью  разработки, обсуждения и изменения нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения,  медицинского образования,  фармацевтики и рынка лекарственных средств в Российской Федерации с привлечением к работе в этом Совете профессиональных общественных медицинских и фармацевтических организаций, представителей регионов и  других заинтересованных сторон.

 9. Министерству здравоохранения и социального развития РФ и Российской медицинской ассоциации усилить информационное обеспечение и разъяснение приоритетного национального проекта «Здоровье», в т.ч. используя, в частности,  печатные органы и другие возможности профессиональных медицинских ассоциаций.

 10.  Признать работу Исполнительного комитета Всероссийского Пироговского съезда врачей по подготовке  и проведению настоящего форума врачей страны удовлетворительной и поручить ему осуществление контроля за выполнением настоящей Резолюции.

 11. Считать необходимым довести решения VI (ХХII) Всероссийского Пироговского съезда врачей до Президента и Правительства Российской Федерации, обеих Палат Федерального Собрания Российской Федерации и всех других заинтересованных организаций и ведомств.

 Принято голосованием делегатов VI (ХХII) ВПСВ Всероссийского Пироговского съезда врачей.

 Председатель Президиума  съезда А.Г. Саркисян

 Секретарь съезда Е.Б. Злодеева

 г. Москва, 29 сентября 2006 года.

 

 

 

 

Copyright © 1999-2010 РМА. 125284, г. Москва, улица Поликарпова, д. 12/13

Телефон/факс: 8(495) 945-58-31
E-mail: rmass@yandex.ru
Дизайн и поддержка artikom.ru